Протоиерей Василий Инфантьев

Ольга Алфёрова

В.Ф. Инфантьев в Омском окружном отделе ОГПУ. 1930 г. (Из архива УФСБ России по Омской области). Источник фото: omsk-eparhiya.ru


Среди расстрелянных в Омске в марте 1930 года был священник омской Богородице-Братской церкви, протоиерей Василий ИНФАНТЬЕВ. Вынесенный ему Особой тройкой ОГПУ приговор – «к высшей мере наказания», как у большинства осуждённых в марте 1930-го, сопровождается дополнением – «с выселением семьи на север».

Много лет судьба семьи Василия Феофановича, расстрелянного 27 марта 1930 года, была связана с Тарой и Тарским округом. В Книге памяти «Крестьянская Голгофа» сведений о них нет. Однако в настоящее время известно, что в распоряжение Тарской комендатуры были высланы его жена Вера Петровна, дочери Любовь (1912 г.р.) и Наташа (1923 г.р.), а также взрослые сыновья Герман (1907 г.р.) и Алексей (1908 г.р.) с женой Ольгой и сыном Гарри.

Большой террор не обошел семью ссыльнопоселенцев Инфантьевых: Алексей Васильевич был расстрелян в Таре 1 ноября 1937 года (напомним, всего в этот день в Таре было расстреляно не менее 342 человек). А 14 марта 1938-го Герман Васильевич был приговорён к 10 годам лишения свободы в ИТЛ.

В 1994 году вышла книга омского писателя Михаила Шангина «Террор против совести. Об уничтожении духовенства и трудового крестьянства в г. Омске и области». В ней одна из глав посвящена В.Ф. Инфантьеву. Автор, сам имевший возможность познакомиться со следственным делом священника в Омском архиве МБР (ФСБ), дал возможность читателям узнать о том, что вменялось в вину опальному священнику и познакомиться с подробностями его биографии. А особая ценность этих материалов – несколько конспектов проповедей о. Василия, изъятые у него при обыске и подшитые в дело в качестве свидетельства его антисоветской деятельности.

Несмотря на значительный тираж (5 000 экз.), в настоящее время книга почти недоступна широкому кругу читателей. Мы предлагаем вам отрывки из 6-й главы, посвящённой В.Ф. Инфантьеву.


Учащийся Казанской духовной академии В.Ф. Инфантьев. Уфа 1912 год. (Из архива внучки священника Веры Георгиевны Кальченко (Инфантьевой). Источник фото: omsk-eparhiya.ru


А семью выслать на север

...10 января 1930 года Инфантьева Василия арестовали. Из анкеты арестованного:

«Инфантьев Василий Феофанович, рожд. 1884 г., образование высшее – окончил Казанскую духовную академию, до церкви работал законоучителем Омского среднего сельхозучилища – с 12 сентября 1914 года. С 1921 г. – священник Братской церкви. Проживал: г. Омск, Церабкоопская, 86».

Приведём показания против Инфантьева двух главных свидетелей, хорошо его знающих, даже близких к нему...

«3 июня 1929 года: «Поход за культурный пар – дело бесполезное, хлеба нынче мороз побил всё» – об этом ему говорили крестьяне с. Муромцево.

...Июнь 1929 г.: Распространял слух, в связи с китайскими событиями, что война неизбежна... «Русский народ, получивший штыки, обратит их против коммунистов».

16 августа 1929 года: «Крестьяне сильно обозлены против Соввласти... Хлебозаготовками обмануты так, что не начнут уборку хлебов и т. д.»

«...30 июля 1929 года – показал Василий Васильевич, – в связи с сообщением в печати о болезни председателя ОГПУ Менжинского, Инфантьев в помещении Епархиального совета в присутствии епископа Аркадия, Токарева, Кащеева и меня, с неудовольствием заявил: «Скорее бы он сдох, одной сволочью было бы меньше».

17 августа 1929 года: «Инфантьев епископу Аркадию с провокационной целью говорил: его знакомый, бывший преподаватель с/х академии Болдырев Николай Николаевич был в командировке в одном из сёл Тюкалинского района (в каком – не указал), видел резьбу с двухглавыми орлами на ставнях окон помещений у крестьян и даже председателя и секретаря сельсовета. Они консервативны, и когда пришла к ним веткомиссия для прививки лошадей от сибирской язвы, они в работе комиссии отказали ввиду того, что должен быть молебен на полях».

20 августа 1929 года: «В помещении Епархиального управления, в присутствии епископа Аркадия, протоиерея Токарева, Кащеева, говорил, что в Тарском бывшем округе среди крестьян – восстание, появились банды и что для усмирения туда посланы из Омска войска»…

Нельзя не удивиться памятливости свидетелей, если только они не вели специально систематических наблюдений и записей... Сам же Василий Феофанович Инфантьев на допросе сказал, что при встречах со знакомыми он старается избегать разговоров на политические темы, боясь того, что их могут извратить и придать им иной смысл, который может его скомпрометировать... По службе он имеет тесную связь только с епископом Аркадием, членами Епархиального совета Кащеевым и Токаревым, ежедневно в церкви встречался с церковным старостой и дьяконом... Показания его во внимание взяты не были. В объёмном обвинительном заключении, составленном 25 февраля 1930 года уполномоченным С.О. Пискалиным, в частности, говорится:

«...Инфантьев Василий Феофанович, будучи священником-настоятелем Братской (тихоновской) церкви г. Омска, благочинным Омских городских церквей, а затем членом Омского Епархиального совета, начиная с 1927 года до момента ареста, занимался систематическим ведением а/с агитации под религиозным флагом, распространением ложных и провокационных слухов в к-p целях как среди духовенства, так и верующих масс, что подтверждается следующими фактами (перечисляются сообщенные свидетелями факты. – М. Ш.)».

Приведём несколько из неупомянутых ранее... Весьма примечательно, что здесь опять же рукою представителя власти дается достоверная информация об общественном сознании того времени, о произволе и бесчинствах советских властей...

«...1 декабря 1927 г. В разговоре с духовенством о троцкизме высказал мысль, что оппозиция и борьба с партией могут вызвать гражданскую войну, и что большой вопрос – в чью пользу она кончится, т. к. явных и скрытых сторонников оппозиции очень много.

26 августа 1928 года: «Положение крестьян в России ещё хуже, чем в Сибири, середняка признают там за кулака, а отсюда недовольство крестьян».

25 апреля 1929 года: «Хлебозаготовки, очереди за хлебом являются предсмертными признаками умирающего, что это, возможно, делается с провокационной целью – вызвать искусственным путём восстание, подобное 1921 года, для вывода из строя лишних для властей людей, но на этом власть может обжечься, т. к. если в 1921 г. были лица, сочувствующие Соввласти, то теперь таких мало...»

По поводу снятия колоколов и закрытия церквей в г. Омске Инфантьев говорил, что «товарищи много беспокоятся понапрасну, проще было бы дело: взять и арестовать всех священнослужителей вывести их на площадь и расстрелять. И вопрос с закрытием церквей был бы покончен в один момент».

По поводу коллективизации и закрытия в связи с этим церквей (сельских) говорил, возмущаясь, что это есть насилие над крестьянами – загоном их в колхозы; что самовольное закрытие церквей сельсоветами производится по указке центра, что центральная и окружная власти делают так, как будто бы все происходит без их ведома, а когда узнают, то частенько не только не отменяют постановлений низших властей, но наказывают их за усердие не по разуму. Во всем виноват остается русский мужик.

Кроме того, Инфантьев, являясь членом Епархиального церковного Совета, использовал своё положение для распространения среди духовенства документов, в которых под видом борьбы с обновленчеством делалась попытка дискредитировать Соввласть. Так, им написан и распространен в 1926 году «Канонический разбор обновленчества»… В конце 1929 года Инфантьевым написан доклад митрополиту Сергию об реорганизации Омской Епархии соответственно гражданскому делению, в котором он, под видом недовольства гражданским районированием, пытался дискредитировать Соввласть...»

«…Виновным себя не признал. Инфантьев Василий Феофанович… не судившийся, но подвергавшийся органами ВЧК-ОГПУ три раза аресту: в 1921, 1924 и 1926 гг., окончивший Императорскую Казанскую духовную академию, кандидат богословия… награждённый орденом Анны 3 степени, член Поместного Собора 1917 года, назначенный в 1919 г. при Колчаке на должность военного священника – социально чуждый элемент, в порядке приказа ОГПУ 172-24 г. направить на рассмотрение Особого Совещания при коллегии ОГПУ. Уполномоченный СО /Писклин/»


19 апреля 2021 года прошла презентация монографии «Жизнь, служение и подвиг священника Василия Феофановича Инфантьева» о биографии представителя Русской Православной Церкви, протоиерея, своим служением связанного с Омском в течение переломного исторического периода, охватившего события Русской революции и Гражданской войны, а также период становления советского государства и общества. Автор – профессор, д.и.н. А.В. Сушко. В основе издания – комплекс исторических источников, выявленных в фондах девяти государственных и ведомственных архивов Москвы, Казани, Омска, Томска, Уфы. Большая часть этих документов, ранее находившихся на закрытом хранении, впервые вводится в научный оборот. Приглашаем в Центр изучения истории Гражданской войны. 


…При обыске у Инфантьева были изъяты конспекты проповедей. Приведём некоторые из них (не отбирая, а то, что первым попало на глаза), чтобы читатель имел представление о Василии Феофановиче не только по протоколам допросов, а узнал, что он нёс в сердце своём, чему учил прихожан, в чём наставлял, какие духовные ценности проповедовал.

…«Мы ложно, чуть не ежедневно, при различного рода сношениях с людьми, слышим странные для нас и непонятные для нашего сердца и бессмысленные для разума, вопреки очевидному факту суждения о том, что христианство отжило своё время, что христианство лишено былой поэзии, молитвенного восторга и врачующей радости. На это мы всегда найдём что ответить: пойди и посмотри. Посмотри на храмы в дни праздников и накануне: они наполнены молящимися. Здесь вы встретите и интеллигента, сомневающегося в беспредельности и безграничной возможности разума, здесь найдёте вы простолюдина, крепко держащегося за опору Христовой Церкви, здесь найдете вы ремесленника, отдыхающего душою от физического упорного труда. Отыщите в храме мятущегося и ищущего среди окружающего (неразборчиво.– М. Ш.)... И крушения святых идеалов, животного покоя, не (неразборчиво. — М. Ш.)... тоски по своим идеалам, подлинную молодёжь, желающую определить цель и смысл жизни, и находящую её в Евангелие и церкви...

Здесь найдёте вы тех, кто не довольствуется положением сытого животного, но ищет удовлетворения того, что выше сытости и материального только благополучия. Как же вопреки факту и наличия (неразборчиво. — М. Ш.) можно ли и возможно ли отрицать факт, существующий в нашей действительности? Иметь глаза и не видеть или иметь разум, и не доверять ему, иметь уши и закрывать их, чтобы не слышать...

Странно слышать о том, что христианство умерло. Сегодня будничный день, но вы спешите в храм. Что привело вас сюда, что объединило вас в одном желании? Вас объединила мысль благостных воспоминаний той небесной помощи, которая некогда в 10 веке была явлена церкви, но которая и поныне является многим из тех, кто прибегает к покрову Богоматери с крепкою верою в молитву... в надежде на её помощь».

…Какой нравственный заряд нёс в себе этот умный, чистый сердцем и помыслами человек, на какой путь наставлял паству – пояснять не надо, как излишне комментировать последний в деле документ, которым большевистская власть поставила заключительную точку в его судьбе:

«Выписка из протокола № 105 от 15 марта 1930 года... постановили:

Инфантьева Василия Феофановича – расстрелять. А семью выслать на север».


Статья Ирины Черказьяновой и Алексея Сушко о судьбе семьи омского священника Василия Инфантьева в газете "Четверг" от 16, 23 и 30 мая 2019 года:


P.S. Напомним также, что в марте 1930 года на территории бывшего Тарского округа было арестовано ещё два священника: Василий ЧУБИНСКИЙ – житель с. Кондратьево Муромцевского р-на (расстрелян 27 марта в Барабинске, семья выслана на север) и Александр ФЕДЮШИН – житель с. Утьма Тевризского р-на (30 марта приговорен к 3 годам ссылки в Туруханский край).

 Ольга Алфёрова, группа «Расстреляны в Таре»


Дополнение

27 марта 1930 года был расстрелян один из самых авторитетных омских священников-тихоновцев протоиерей Василий Феофанович Инфантьев. А в 1933 году трудпоселенцами в Тарскую комендатуру были причислены его вдова Вера Петровна, сыновья Герман и Алексей (с женой Ольгой), дочери Любовь и Наташа, которой на момент высылки было 10 лет. Какое-то время семья жила в Таре, потом всех отправили в Васисс. Вернуться в Тару братьям удалось только в конце 1936-го, Герману – совсем ненадолго: в марте 1938 года он был репрессирован, получил 10 лет лагерей и отправлен в Красноярский край. А вот Алексей (1908 г.р.) остался здесь навсегда: 1 ноября 1937 года он был расстрелян и сейчас, вероятно, покоится на 11-й Линии.

Младшая дочь священника, Наташа, (а, возможно, неофициально и сама Вера Петровна) тоже какое-то время жила в Таре. О ней много лет назад из Москвы мне писала, правда, совсем немного Елена Андреевна Окунцова (в 1937-м они с мамой тоже как семья врага народа были выслана в Тару, жили здесь, пока дочь не окончила школу, а потом сумели сбежать в Новосибирск). О годах, проведённых в Таре, Елена Андреевна всегда писала восторженно: «Моя школа, мои учителя, Тара – это моя юность, это святое…» В её письмах осталось много интересных подробностей, о которых тоже как-нибудь напишу.

Так вот, на мой вопрос об Инфантьевых она тогда ответила:

«Наташа Инфантьева – одна из моих школьных подруг. Очевидно, её папа и братья были расстреляны. Наташа школу не закончила, уехала в Екатериновку. Она очень хорошо пела, всегда в праздники выступала. Жёны братьев Наташи с детьми (Гариком и Лёдиком? – вопрос Е.А.) тоже жили в Таре. О них я больше ничего не знаю. Маму Наташи я видела 1–2 раза».

Оказывается, ещё в мае прошлого года в омской газете «Четверг» вышла статья «Дело семьи Инфантьевых» (см. выше). Одному из авторов, омскому историку Алексею Сушко, удалось отыскать внуков священника, которые поделились очень интересными воспоминаниями, а главное – семейными фотографиями Очень жаль, что такие публикации редко и чаще всего случайно доходят до Тары. Для меня стало совершенно очевидным, что Е.А. Окунцова не ошибалась за давностью лет, как я думала, и Наталья из Тары (вероятно, после окончания семилетки) действительно уехала в Екатериновку, где уже жила её сестра. Сюда же позднее переехала их мама. Так что в Екатериновке, а не в Васиссе и Таре, как считается, провели вдова и дочери Василия Инфантьева большую часть ссылки.

Главное подтверждение этому – Книга памяти «Солдаты победы», в которой есть строка:

ИНФАНТЬЕВА НАТАЛЬЯ В., р. 1923, с. ЕКАТЕРИНИНСКОЕ.

Значит, на войну в 1942 году Наталья Васильевна ушла из Екатериновки, сюда же, скорее всего, и вернулась с сыном. А ведь до публикации в «Четверге» даже мысли не возникало, что спецпоселенка Наталья Васильевна Инфантьева – ветеран Великой Отечественной войны…

Кроме того, в Екатериновке в 1930-е годы находились упоминаемые в статье детские дома №6 и №5, где работали девушки. И, скорее всего, это из Екатериновки, куда Наталья вернулась с сыном после войны, семья уезжала на дырявой лодке через Иртыш в конце 1940-х, вероятно, после ликвидации в 1947 году Тарской комендатуры.

В истории семьи священника Василия Инфантьева ещё много белых пятен. Мало что известно о жизни семьи в тарской ссылке. И совсем неизвестно, как сложилась судьба жены Алексея Васильевича и его сына (или сыновей?) после его расстрела в Таре. Редакция газеты «Четверг» год назад обращалась к тем, кому что-либо известно о судьбе семьи Инфантьевых, с просьбой откликнуться. Новых публикаций, кажется, пока нет.

Ольга Алфёрова

0 362 0.0

0 Комментариев

Добавить комментарий